История ВМХ'а берет свое начало в шестидесятых-семидесятых годах. В Штатах однажды решили, что по трассе мотокросса можно ездить на велосипеде. И придумали специально для этого байк с маленькими колесами, особой геометрией рамы и специальным рулем.
Тогда еще не существовало фристайла, ВМХ-еры устраивали кольцевые гонки по кроссовым трассам. Фристайл начал развиваться только с середины семидесятых. Конструкция первых ВМХ была намного проще, чем сейчас, руль не вращался на 360о, рама по-другому выглядела, да и сам велосипед весил больше. Надо было срочно что-то решать с постоянно ломающимися вместе с осями пегами, перекручивающимися тросиками, неудобной и громоздкой защитой, тяжелой рамой – короче, проблем было немерено. И вот свершилось! В 80-х появился байк Haro Sport, на котором была реализована технология Gyro, позволяющая крутить руль во всех направлениях без закручивания тормозных тросиков. Чуть позже та же компания Haro выпускает байк с новыми тормозами, начинается серийный выпуск защиты, появляются первые рамы из сплавов (легкие и очень живучие), пеги прикручиваются к закаленным осям, защита приобретает свой современный облик.
В процессе развития ВМХ - спорт, разделился на несколько направлений:
RACE (англ.- состязания, гонка). Этот вид ВМХ представляет собой состязания на специально подготовленной трассе, на которой должно быть от 6 до 12 препятствий и от 3 до 6 виражей (поворотов или разворотов). На старт выходят 8 участников т.к. стартовое сооружение имеет всего 8 стартовых дорожек. Высота сооружения или просто горки от полутора до шести метров. Стартовый забор должен быть 0.5 метра. Ширина одной дорожки 1м, общая ширина трассы не менее 6 м. Длинна от 250 до 500м, трек должен быть покрыт отсевом щебня, и хорошо укатан, допускается бетонное и асфальтное покрытие. Сложность трассы ни чем не ограничена единственное условие, что бы спортсмен любого уровня мог преодолеть трассу. Официально возраст участников определяется с 6 лет, но строго это правило не соблюдается, по желанию в соревнованиях сможет участвовать и пятилетний. Команды формируются по году рождения, самые старшие участники старше 50 лет.
Этот вид наиболее сильно развит в России, построено множество треков по всей стране, есть много клубов, которые еще только планируют создание трассы при клубе и тренируются на небольших, отдельных трамплинах.
STREET/ FREESTYLE (англ. – улица, уличный). Это состязания на искусственных трамплинах и катание в рампе, на фанбоксах, по перилам, ступеням, парапетам и другим замечательным местам не на скорость, а на сложность выполнения каких либо элементов, сложных трюков, чем больше сложность и правильность выполнения, тем больше балов получает спортсмен. На стартовую горку выходит один спортсмен, нет ни стартового коридора, ни стартового забора, нет даже определенного порядка прохождения препятствий. В распоряжении спортсменов есть несколько минут, чтобы произвести впечатление на зрителей и судей своей произвольной программой.
FLATLAND (англ. – плоская, ровная поверхность). Во многом схож со стилем Street . Соревнования проводятся на абсолютно ровной земле или асфальте. На велосипед устанавливаются дополнительные подставки для ног на переднюю и заднюю оси велосипеда, так называемые пэги, и тормоза, передние и задние. Задача выполнить как можно больше интересных трюков за определённое время.
В России проходила пара показательных соревнований по Дёрту не более того, отдельные ребята занимаются этим видом в разных концах нашей страны.
DIRT- (англ. – грязь). Для соревнований строится два-три трамплина высотой около полутора метров и длинной между двумя вершинами около четырех-восьми метров, между этими буграми иногда, специально, разводят грязь, что бы не удавшийся прыжок не проходил бесследно для спортсмена. Трамплины расположены на одной прямой, без поворотов. На стартовую горку выходит только один спортсмен. Разгоняется, выпрыгивает с трамплина и выполняет сальто, разворот на 360 градусов, или любой другой трюк. Чем сложнее прыжок, тем больше очков начисляют судьи.
HALF PIPE- (англ. – половина трубы). Препятствие, на котором проходит состязание похоже на разрезанную пополам трубу, еще это называется "рампа". Всё соревнование проводится на одном препятствии, один спортсмен въезжает в рампу, и начинает разгонятся из стороны в сторону, выпрыгивает за пределы рампы, и выполняет разнообразные трюки, в зависимости от их сложности и определяется победитель.
CROSS- кроссовые гонки по специально построенным трассам, являющимся уменьшенной копией трасс для мотокросса. Высокая скорость, прыжки и перелеты привлекают большое количество участников и зрителей. Этот увлекательный, динамичный и зрелищный экстремальный вид спорта получил за последние годы достаточно широкое распространение и в России. Существует довольно большое количество успешно работающих спортивных школ и секций.
Самым популярным в начале своего развития был флэтлэнд. Популярный до определенного момента верт стал уступать место стриту, зрелищность которого объяснялась тем, что райдеры катали на разных площадках, а следовательно, выполняли даже одинаковые трюки по-разному.
Всё, кроме флэтлэнда, подразумевает прыжки, перевороты, грайнды и т. д. Флэт - это совсем другое. Здесь нужна не скорость и сила, а умение держать равновесие и ловкость. Эта разновидность ВМХ'а требует больше всего времени для обучения и меньше всего приспособлений - достаточно ровной баскетбольной площадки, чтобы стать лучшим. Правда, ещё нужно время, терпение и желание, но уж это зависит только от тебя. Среднее время обучения нормальному катанию - вся жизнь, у некоторых - чуть меньше, а у кого-то и больше... Во всяком случае, на роликах достижение хороших результатов занимает гораздо меньше времени (ещё один фактор, отпугивающий желающих заниматься) и сил. К тому же, если у тебя нет друзей, которые занимаются этим, начинать будет очень трудно.
Самые важные факторы для стрит-катания - работа над трюками и упорство. Это достигается только часами и часами тренировок, месяцами и годами кропотливого труда. Как и во флэтлэнде, ты станешь по-настоящему хорош только после тысяч падений и тебе потребуется полный контроль над байком.